Материалы велосипедных рам

26 сентября 2018

Рама представляет собой основу велосипеда и один из наиболее важных его элементов. Следует подробнее остановиться на особенностях различных рам.

Материалы. На современном рынке велосипедов и деталей к ним имеется 4 вида материалов, которые применяются в изготовлении рам:

  • низкоуглеродистая сталь (HiTen, Steel, или просто сталь);
  • сплав хрома и молибдена (CrMo или 4130);
  • алюминий различных видов (Al, Alloy, AlluX, 6061, 7005);
  • карбон (Carbon, композит, Hi-Mod).

Низкоуглеродистая сталь – наиболее доступный и недорогой материал, который применяется для изготовления байков первого уровня.


Характеристики материала (плюсы и минусы):

+ доступная цена;

+ прочность и надежность;

+ возможность ремонта;

+ отсутствует склонность к накоплению повреждений;

+ обладает свойствами поглощения вибрации;

– большой вес;

– склонность к появлению ржавчины.

Хром-молибденовый сплав – металл высокого уровня. Материал отличается высокой прочностью, используется для изготовления велосипедов с целью их дальнейшего применения в экстремальных условиях. Чаще всего это BMX и MTB Dirt. Иногда такой сплав применяется для изготовления ретро-велосипедов. Особенности материала (плюсы и минусы):

+ высокая степень прочности;

+ пригодность к ремонту;

+ не скапливает мелкие повреждения;

+ удобные показатели веса;

– высокая стоимость;

– склонность к появлению ржавчины.

Алюминий (или сплавы из металла с его применением) является одним из наиболее распространенных материалов в производстве велосипедов. Алюминий немного дороже стальных материалов. При корректной обработке (не самые дешевые действия) такое сырье может иметь низкие показатели веса. К примеру, производятся рамы для горных байков, вес которых немного больше одного килограмма. Рамы из таких материалов – не самое бюджетное приобретение. Наиболее экономный вариант рамы имеет вес около двух килограмм. Особенности материала (плюсы и минусы):

+ небольшой вес по сравнению со сталью;

+ не покрывается ржавчиной;

+ стоимость (цена сравнивается с дорогим карбоном);

– высокая стоимость ремонта (необходимо применять особую сварку);

– материал склонен к накоплению усталости (практически не проявляется в современных сплавах).

Карбон – один из самых современных и дорогих материалов. Используется для изготовления профессиональных велосипедов, в которых вес имеет огромное значение. Особенности материала (плюсы и минусы):

+ имеет маленькие показатели веса;

+ отличается высокой прочностью;

– высокая стоимость (байки с применением карбона всегда стоят не менее двух тысяч долларов);

– не выдерживает точечных повреждений;

– нет пригодности к ремонту.


Рамы для велосипедов могут изготавливаться из других материалов, к примеру, титана или магния. С такими металлами производители байков проводили множество экспериментов при их производстве. Но такое сырье оказалось неудобным в применении для изготовления рам велосипедов.

Профиль труб

Изучая описание рамы той или иной модели велосипеда, можно встретить такой термин, как «баттированный». Данное понятие имеет отношение к профилю труб. Всеизготовители велосипедов стремятся подобрать лучшее сочетание весовых характеристик, надежности, привлекательного вида и стоимости готового изделия. Особенности геометрической конструкции труб имеют первоочередное значение. Следует рассмотреть, какие действия можно производить с трубами, помимо их сгибания.

Например, трубу можно сжать, после чего она приобретет овальный профиль. Благодаря этому действию, изделие будет жестким с одной стороны и податливым с другой. Этот метод является достаточно распространенным и доступным.

Баттинг – представляет собой актуальную методику обработки труб для изготовления рам велосипедов. Ее сущность – в разной ширине стенок трубы. В области, где трубы соединяются, присутствует больший уровень напряжения, стенки имеют большую толщину. Таким образом, соединение будет иметь высокий уровень надежности. В средней части трубы стенки гораздо тоньше. С помощью такого подхода можно сэкономить вес готового изделия.

Гидроформинг – это результат инновационных достижений в изготовлении рамы из алюминия. Краткое описание технологии можно представить таким образом. Применяется форма из металла, в которую закладываются трубы из алюминия. В них под большим давлением поступает горячее масло. После таких воздействий алюминиевая труба приобретает требуемый профиль. С помощью данной технологии соединения труб становятся широкими. Сварочный шов приобретает более надежное расположение. Получаемая конструкция отличается повышенным уровнем надежности.

Написать комментарий