Уход за велосипедом втулки ободы и спицы

26 сентября 2018

В других темах мы раскрыли вопрос необходимости проверки уровня давления в шинах, что определяется качеством накачивания колеса. Однако в покрышках велосипеда присутствуют иные аспекты, за которыми следует постоянно наблюдать. К ним относится:

  • уровень натяжения спиц на колесе;
  • регулирование/степень износа подшипников втулки;
  • наличие или отсутствие повреждений обода;
  • изнашивание боковой части обода на велосипеде с тормозами в данной области или тормозного элемента на байках с дисковым типом тормозов.

Данные аспекты велосипедист может проверить самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Проверка натяжения спиц

В случае, если специальный прибор недоступен, проверить уровень натяжения спиц самостоятельно можно с помощью рук. Используя один или два пальца, нужно зацепить спицы поочередно, убеждаясь в их достаточном натяжении. Они не должны свободно играть или провисать. Также не должно наблюдаться изгибов. При обнаружении такой проблемы велосипед следует доставить мастеру для подтягивания спиц.

Это делается в том случае, когда у владельца велосипеда отсутствуют навыки сборки спиц колеса велосипеда, а также при недоступности специального инструмента. Также можно применить пощелкивание ногтем по спицам. Звук при таком действии должен совпадать со звучанием инструментов со струнами. В случае отсутствия проблем звук должен быть практически одинаковый у каждой спицы. Разный тон звуков свидетельствует о плохом натяжении спиц. При наличии дребезжания велосипед следует доставить к мастеру как можно скорее.

Подсказка: Немаловажным признаком, который указывает на наличие некорректного функционирования спиц, является появление щелчка при растягивании спицы двумя пальцами. Такое случается как у новых, так и у тех колес, которые использовали ранее. Однако такой момент всегда возникает у тех колес, которые подвергались сборке. Данный симптом может указывать на то, что самца или ниппель сидят неуверенно на собственном месте. Иногда это указывает на то, что спица плохо прилегает в соседней области с другими такими же элементами. Проблему легко устранить с помощью усаживания элемента на его место и протягивания ниппеля. Такие действия лучше всего доверить мастеру.

Отслеживание регулировки и изношенности подшипников на колесных втулках

Состояние регулировки подшипников на втулках проверить очень легко. Нужно слегка поднять байк со стороны проверки колеса таким образом, чтобы оно было в воздухе. Далее колесо нужно поворачивать рукой таким образом, чтобы поместить ниппель под необходимым углом и отпустить его (от 45 до 80 градусов).

Колесо байка должно проворачиваться благодаря собственному весу. Ниппель при этом должен быть расположен вниз, поскольку этот элемент является своеобразным грузиком, который воздействует на колесо. Далее колесо должно сделать от половины до одного оборота. В том случае, когда такое происходит, с колесом все в порядке. При отсутствии прокручивания или застывания ниппеля в нижнем положении следует сделать вывод о том, что конусы слишком затянуты. Если колеса новые, то это свидетельствует о том, что они еще не разработались. В случае с промышленными подшипниками эта проблема уйдет сама собой. Конусы иногда нужно отпустить вручную, что бывает достаточно редко.

Для отслеживания степени изношенности конуса вышеописанный подход не применяется. В данном случае велосипед необходимо зафиксировать жестко, поставив его на устойчивое и плоское покрытие. С помощью руки нужно придерживать байк, взяться при этом за колесо в верхней его части и подергать в направлении горизонтали. При наличии люфта и заметных толчков или биений следует сделать вывод об ослаблении конуса. При отсутствии таких проявлений проверка считается успешной.

Также имеются втулки с установленными промышленными подшипниками. Проверка данных элементов на износ осуществляется подобным образом. Однако их регулировка невозможна (как самостоятельная, так и в специализированных мастерских). Кроме того, замену промышленных подшипников могут осуществить не во всех специализированных велосипедных мастерских, поскольку такие действия требуют специального инструментария.

Проверка обода колеса на предмет искривлений

Ободья колес следует проверять на наличие «восьмерки». Это наиболее распространенная деформация. Название данного повреждения связано с тем, что деформированное колесо, когда покрышка находится в снятом состоянии, при прокручивании и просмотре напоминает цифру 8, а не прямую линию. Также иногда говорят о том, что колесо выписывает восьмерку.

В случае чрезмерного искривления восьмерка просматривается даже при надетой покрышке в процессе езды. Следует помнить о том, что использование велосипеда в таком состоянии не рекомендуется, так как это может привести к ДТП и пагубным последствиям. При возникновении подобных проблем нужно прекратить поездку и доставить велосипед в специальную мастерскую.

Подсказка: осуществить проверку колеса на предмет восьмерки достаточно просто. Для этого следует снять покрышку, после чего установить колесо на байк. Затем нужно с помощью резинки зафиксировать линейку над ободом. При этом наиболее широкая отметка должна совпадать с краем обода. Затем нужно прокрутить колесо и проследить за ним. Нужно внимательно посмотреть наличие отклонения от черты обода на какое-либо расстояние. Чаще всего допускается лишь минимальное отклонение в 1 мм. Значения, которые больше данного, нуждаются во вмешательстве мастера.

Искривления могут быть не только как несоответствие оси вилки и заднего треугольника. Также речь может идти об отклонениях от «идеальной окружности». В таком случае обод может быть в форме яйца или овала. Обнаружить такой дефект несложно, для этой цели применяется линейка. В данном случае нужно проследить дистанцию между ровной чертой и ободом в процессе его вращения. Зазоры должны быть одинаковых значений. В случае присутствия колебаний в один или два миллиметра нужно обращаться в мастерскую. Если зазор больше одного миллиметра, байк нужно ремонтировать.

Исследование тормозной системы колесного обода

Байки, на которых присутствует ободной тормоз, торможение происходит следующим образом. Выполняется подведение тормозных элементов к боковой части обода и идет их трение. Вид тормозного механизма, качество материала, из которого выполнен обод колеса, сила торможения определяют степень изнашивания тормозов, а также выработку колесного обода. Чаще всего изготовители ободьев определяют небольшой запас для наиболее изнашиваемой части элемента со всех сторон.

После достижения такого значения использование обода колеса небезопасно, такая деталь должна быть заменена на новое изделие. Чрезмерный износ обода приводит к тому, что управлять велосипедом становится опасно, так как обод может лопнуть в процессе передвижения. Большая часть современных байков имеют ободья, состоящие из двух стен. Они отличаются более надежным строением. Однако это вовсе не значит, что нужно рисковать и кататься на неисправном байке.

Подсказка: Не следует забывать, что многие изготовители колесных ободьев для различных видов байков делают боковину более толстой. От данного элемента зависит работа тормозных элементов. В редких ситуациях толщина боковин может иметь значение от трех миллиметров. Это влияет на продление срока эксплуатации детали. Однако такая конструкция может увеличивать общий вес обода.

Модели велосипедов, у которых имеются дисковые тормоза, нуждаются в отслеживании работы тормозных механизмов. Ротор тормозов чаще всего затягивается в заводских условиях или в специализированной мастерской. В связи с этим тщательная проверка обычно не нужна. Но перед поездкой иногда нужно пробовать руками тормозной ротор, проверяя плотность его крепления. Люфтов не должно быть совсем.

Подсказка: После осуществления торможения прикасаться к ротору тормозов и суппорту не нужно, так как эти элементы достаточно горячие. В некоторых случаях прикосновения заканчиваются ожогами.

Безусловно, нужно обратить пристальное внимание на степень изношенности и наличие кривизны тормозных механизмов. Проверить такие показатели можно подобно действиям с кривизной обода колеса и выработке его боковой части. Единственная разница – не нужно прикладывать линейку к ротору. Ведь искривленность данного элемента заметна при вращательных движениях. В том случае, когда ротор износился, его нужно заменить. Искривленный механизм не нужно сразу же выбрасывать. Имеется инструмент, который помогает при выравнивании тормозных роторов.

Подводя итоги, нужно отметить, что байк является достаточно сложным механизмом. Велосипед – технологически непростой механизм. Однако его использование при достижении велосипедистом необходимых навыков по своевременной и качественной диагностике проблем с их дальнейшим решением будет несложным процессом. Байк будет радовать своего владельца длительное время, которое может исчисляться десятками лет.

Написать комментарий